Систематизация бизнес-процессов на предприятии

Сегодня хотел бы остановится на таком вопросе, как систематизация бизнес-процессов на предприятии в небольших городах. Этот вопрос черезвычайно важен и правильное отношение к нему позволят качественно перейти предприятию на более высокий уровень и не застрять на полпути, уткнувшись в ограничении возможностей управления персоналом, чрезмерным ростом ошибок и перегрузке управляющего персонала в операционной рутине. Особенно это касается предприятий в небольших городах нашей необъятной страны.

Руководители в этих провинциальных городах зачастую ставят крест на развитии и полностью погружаются в операционную работу, подменяя менеджеров, продавцов, кладовщиков и другой операционный персонал, оставляя нетронутыми вопросы развития бизнеса не в количественном, а в качественном ключе. Причины такого подхода большинство из таких руководителей опишет популярными словами «Мы не Москва, у нас тут деревня, все проще и все эти системы не работают».

Причинами такого заблуждения являются очевидные вещи:

  • Недостаток знаний;
  • Недостаток стремления повысить знания — «А зачем?»;
  • Недоверие к окружающим;
  • Любовь и привычка к ручному управлению — «Десять лет так работали, и дальше все будет работать».

Проблема в том, что если у вас предприятие растет или вы хотели бы, чтобы оно росло, то ручное управление дальше работать не будет. Но зато, для руководителя, это возможность скрыть свои ошибки для самого же себя и занимать себя вполне понятной работой. В случае, если ввести системность работы и настроить бизнес-процессы — работа руководителя станет несколько иной — ему тоже придется подчиняться этим правилам и бизнес-процессам — а это, очевидно, самое сложное для подобных руководителей. Они же 10 лет никому и ничему не подчинялись, с чего бы сейчас начинать — «Ерунда все это».

Но только системность позволяет оптимизировать и выстроить бизнес-процессы так, чтобы производительность труда выросла значительно, а ошибки, сбои и прочие проблемы сократились и бизнес мог шагнуть дальше и наращивать свои позиции даже при активно возрастающей конкуренции.

К написанию этой статьи меня натолкнула статья в «Секрете фирмы» — «Семья» (Пермь): Лучше меньше», где региональная компания показывает пример того, что это не люди такие, и что не важно, что это деревня, а не Москва — системность и грамотные процессы работают везде и дают ощутимый результат. Главное соблюдать баланс системности в зависимости от стадии развития бизнеса. Если все предприятие — это 1 человек, то системность будет на одном, достаточно небольшом уровне. Но чем больше становится предприятие, тем системность должна быть выше и автоматизация процессов должна быть лучше.

В статье обращается внимание на много полезных показателей, которые хорошо бы знать , рассчитывать и учитывать при развитии своего бизнеса. Это:

  1. TP-Index (Turnover-to-Personnel index) — отношение годового оборота компании к среднесписочной численности персонала. Для сравнения с бэнчмарком отрасли — это отличный показатель. Но для лучшего понимание и отслеживания развития собственного предприятия — учитывая разную загрузку персонала в разные периоды, лучше использовать показатель производительности персонала в час. Т.е. разделить годовой оборот компании на общее количество отработанных персоналом часов за период.
  2. Нормативы выполнения того или иного процесса, что позволит рассчитывать усредненные показатели работы сотрудников и своевременно выявлять отклонения — выдающихся работников или лентяев. И принимать соответствующие меры.
  3. Текучка персонала — в регионах и особенно в ритейле она на достаточно высоком уровне, и поэтому мониторить ее нужно особенно регулярно. О персонале более подробно поговорим в следующий раз. Это отдельная большая тема.

И другие показатели, которые отражены в статье, но к которым мы вернемся в следующих статьях.

Главное не бояться и делать изменения. Но обязательно делать с умом, учитывать различные аспекты — текущую ситуацию на рынке, внутри компании, настроение персонала (настроение персонала не должно останавливать вас от принятия и внедрения решений, но работать с настроением персонала обязательно нужно), собственные знания и понимание ситуации, обязательно должно быть полное видение картины того, к чему планируется прийти (а то многие начинаю вводить что-то и почему-то, сами до конца не понимая ситуации, в результате чего еще больше запутываются и еще меньше начинают доверять подобным систематизациям).

Делайте и у вас все получится.

Share on Facebook0Share on Tumblr0Tweet about this on TwitterPin on Pinterest0Share on LinkedIn0Share on Google+0Share on Reddit0Email this to someonePrint this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*